Почему столешницы не делают из широких досок?
Этот вопрос терзал меня все детство. Казалось, что, если склеить две-три широких доски, то это будет быстрее и проще для столяра, он потратит на это меньше сил и драгоценного клея. Будет меньше швов, а значит станет проще отшлифовать этот щит. К тому же получится очень красивый рисунок текстуры дерева. Казалось, ответы настолько очевидны, что все вокруг просто занимаются ерундой и тратят свое время на кропотливую склейку тоненьких ламелей, а потом следует бесконечная строжка и шлифовка полученного полуфабриката. С этими мыслями я начинал свой путь молодого столяра.
Все закончилось ранним утром, когда я увидел, что произошло с моей первой разделочной доской. Но, история началась не утром, а немного раньше.
Копаясь на рынке в груде необрезных досок из ясеня я набрел на широченный экземпляр, что-то в районе 400 или даже 450 мм и сразу приобрел ее с мыслями использовать в будущем изделии всю ее ширину. И не нашел ничего проще, как нарезать доску на равные прямоугольные части, отшлифовать и сделать из них несколько разделочных досок. Так и произошло: угольник, линейка, карандаш, циркулярка, рубанок и долгое шлифование эксцентриковой машинкой вручную. Да, тогда у меня не было никакого специфического инструмента, но зато было большое желание сделать какой-то готовый продукт. Итак, пол дня усердия, и я получил три идеальных по геометрии доски. Затем покрыл их маслом и пошел хвастаться по садовому товариществу своими первыми успехами. Это был действительно успех: меня хвалили, осыпали комплиментами, я принимал заказы, одну доску я даже подарил наиболее восхвалявшей меня соседке)
Затем закончились выходные, я уехал в город, а вернулся на дачу уже через две недели. Зайдя в дом, на кухонном столе я увидел свою доску. Но, это была уже совсем другая доска, это была скорее не разделочная доска, а небольшой мост через речку, скорее даже эстакада. Одним словом, изделие повело так, что снизу можно было просунуть карандаш, а если перевернуть, то любой овощ на этой доске скатывался к центру.
В этот момент я вспомнил о соседке и подаренной ей доске и мне стало не по себе…
На этом художественная часть рассказа заканчивается, перейдем к теории. Зачем же мебельные щиты делают из ламелей?
Все просто. Так снимается внутренние напряжения в древесине, удаляются дефекты сырья (поврежденные участки, нездоровые сучки, трещины, заболонь и пр). Причем, важно при склейке ламелей чередовать их, переворачивая на 180° каждую вторую заготовку, тем самым компенсируя остаточные напряжения в древесине. И чем тоньше конечная ламель, тем стабильнее изделие! Ширина ламелей обычно варьируется в пределах от 20 до 50 мм, в редких случаях- может доходить до 70 мм. Но это уже «на грани», лучше уходить от таких ширин.
Клей используют на водной основе, в простонародье ПВА. Далее следует разобраться в его разновидностях и главное способности к сопротивлению длительного воздействия влаги и отрицательных температур, что является важнейшими показателями при выборе клея. Основные виды такие: D2 – предназначен для столярных изделий, которые будут эксплуатироваться в помещении и не будут касаться воды (естественно, кратковременное воздействие воды им не причинит вреда, главное не ставить в лужу); D3- это самый распространенный клей, используется и внутри помещения и снаружи, выдерживает значительные изменения влажности. Т.е. всем хорош. Но не стоит пытаться поставить такое изделие в воду надолго. При длительном воздействии избыточной влаги он хоть и медленно, но теряет свои свойства; D4- этот клей условно считается «водостойким», т.е. раковину или бассейн я все же из него не делал бы, но сопротивляется влаге он достаточно хорошо. Плюс, его можно эксплуатировать при отрицательных температурах. Т.е. идеальное решение для улиц. Отдельным разделом идет клей ПУР (полиуретановый), который применяют там, где свойств клея на водной основе недостаточно. Это места с повышенной и избыточной влажностью, склейка синтетических или термированных материалов, минусовые температуры. Шов получается монолитным, заготовка порвется рядом, но никак не по шву.
Вернемся к щитам. Как теперь понятно, распуская материал на мелкие ламели мы снимаем напряжения в доске, а склеивая правильным клеем по многослойной технологии получаем изделие с повышенными характеристиками. Это происходит за счет эффекта фанеры: когда мы меняем направления волокон от слоя к слою, распределяя действия нагрузок на изделие.
Полный цикл производства мебельных щитов можно увидеть на производстве компании SKYwood в г. Дедовске, а ознакомиться с продукцией на сайте www.skywd.ru
Есть еще одна очень интересная тема: «срощенные и цельноламельные щиты».Разница и плюсы каждой технологии. Но, об этом я напишу в отдельной статье.
Этот вопрос терзал меня все детство. Казалось, что, если склеить две-три широких доски, то это будет быстрее и проще для столяра, он потратит на это меньше сил и драгоценного клея. Будет меньше швов, а значит станет проще отшлифовать этот щит. К тому же получится очень красивый рисунок текстуры дерева. Казалось, ответы настолько очевидны, что все вокруг просто занимаются ерундой и тратят свое время на кропотливую склейку тоненьких ламелей, а потом следует бесконечная строжка и шлифовка полученного полуфабриката. С этими мыслями я начинал свой путь молодого столяра.
Все закончилось ранним утром, когда я увидел, что произошло с моей первой разделочной доской. Но, история началась не утром, а немного раньше.
Копаясь на рынке в груде необрезных досок из ясеня я набрел на широченный экземпляр, что-то в районе 400 или даже 450 мм и сразу приобрел ее с мыслями использовать в будущем изделии всю ее ширину. И не нашел ничего проще, как нарезать доску на равные прямоугольные части, отшлифовать и сделать из них несколько разделочных досок. Так и произошло: угольник, линейка, карандаш, циркулярка, рубанок и долгое шлифование эксцентриковой машинкой вручную. Да, тогда у меня не было никакого специфического инструмента, но зато было большое желание сделать какой-то готовый продукт. Итак, пол дня усердия, и я получил три идеальных по геометрии доски. Затем покрыл их маслом и пошел хвастаться по садовому товариществу своими первыми успехами. Это был действительно успех: меня хвалили, осыпали комплиментами, я принимал заказы, одну доску я даже подарил наиболее восхвалявшей меня соседке)
Затем закончились выходные, я уехал в город, а вернулся на дачу уже через две недели. Зайдя в дом, на кухонном столе я увидел свою доску. Но, это была уже совсем другая доска, это была скорее не разделочная доска, а небольшой мост через речку, скорее даже эстакада. Одним словом, изделие повело так, что снизу можно было просунуть карандаш, а если перевернуть, то любой овощ на этой доске скатывался к центру.
В этот момент я вспомнил о соседке и подаренной ей доске и мне стало не по себе…
На этом художественная часть рассказа заканчивается, перейдем к теории. Зачем же мебельные щиты делают из ламелей?
Все просто. Так снимается внутренние напряжения в древесине, удаляются дефекты сырья (поврежденные участки, нездоровые сучки, трещины, заболонь и пр). Причем, важно при склейке ламелей чередовать их, переворачивая на 180° каждую вторую заготовку, тем самым компенсируя остаточные напряжения в древесине. И чем тоньше конечная ламель, тем стабильнее изделие! Ширина ламелей обычно варьируется в пределах от 20 до 50 мм, в редких случаях- может доходить до 70 мм. Но это уже «на грани», лучше уходить от таких ширин.
Клей используют на водной основе, в простонародье ПВА. Далее следует разобраться в его разновидностях и главное способности к сопротивлению длительного воздействия влаги и отрицательных температур, что является важнейшими показателями при выборе клея. Основные виды такие: D2 – предназначен для столярных изделий, которые будут эксплуатироваться в помещении и не будут касаться воды (естественно, кратковременное воздействие воды им не причинит вреда, главное не ставить в лужу); D3- это самый распространенный клей, используется и внутри помещения и снаружи, выдерживает значительные изменения влажности. Т.е. всем хорош. Но не стоит пытаться поставить такое изделие в воду надолго. При длительном воздействии избыточной влаги он хоть и медленно, но теряет свои свойства; D4- этот клей условно считается «водостойким», т.е. раковину или бассейн я все же из него не делал бы, но сопротивляется влаге он достаточно хорошо. Плюс, его можно эксплуатировать при отрицательных температурах. Т.е. идеальное решение для улиц. Отдельным разделом идет клей ПУР (полиуретановый), который применяют там, где свойств клея на водной основе недостаточно. Это места с повышенной и избыточной влажностью, склейка синтетических или термированных материалов, минусовые температуры. Шов получается монолитным, заготовка порвется рядом, но никак не по шву.
Вернемся к щитам. Как теперь понятно, распуская материал на мелкие ламели мы снимаем напряжения в доске, а склеивая правильным клеем по многослойной технологии получаем изделие с повышенными характеристиками. Это происходит за счет эффекта фанеры: когда мы меняем направления волокон от слоя к слою, распределяя действия нагрузок на изделие.
Полный цикл производства мебельных щитов можно увидеть на производстве компании SKYwood в г. Дедовске, а ознакомиться с продукцией на сайте www.skywd.ru
Есть еще одна очень интересная тема: «срощенные и цельноламельные щиты».Разница и плюсы каждой технологии. Но, об этом я напишу в отдельной статье.